Заболевания уха

Сурдолог — это специалист, который занимается диагностикой, лечением нарушений слуха и коррекцией уже имеющихся проблем в этой области —  подбором слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов и их настройкой.

 

Сурдопедагог — специалист, занимающийся развитием речи у глухих, слабослышащих и адаптацией к слуховому аппарату пациентов, а так же пациентов с кохлеарными имплантами.

 

Логопед — специалист, занимающийся диагностикой и коррекцией нарушений речевого развития.

 

 

В  ЛОР-клиники №1 проводится комплексное обследование слухового анализатора и консервативное и хирургическое лечение пациентов с жалобами на снижение слуха, нарушение разборчивости речи, головокружения и шум в ушах.

 

Диагностика проводится на современном оборудовании последнего поколения в электрофизиологической лаборатории слуха и в вестибулярной лаборатории. В качестве методов диагностики используются тональная пороговая аудиометрия для взрослых, аудиометрия в расширенном диапазоне частот, игровая аудиометрия для детей, речевая аудиометрия для детей и взрослых, импедансометрия, компьютерная аудиометрия в состоянии естественного и медикаментозного сна, электроаудиометрия, регистрация отоакустической эмиссии, вестибулярные исследования.

 

Особое место занимает слухоречевая реабилитация, оценка перспективности слухоречевого развития у детей со слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами, индивидуальные и групповые занятия по слухоречевому развитию, реабилитация глухих пациентов после кохлеарной имплантации, подготовка детей к школе.

КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К СУРДОЛОГУ?

 

С помощью  теста, приведенного внизу страницы, можно проверить соответствие развития речи и слуха Вашего малыша возрастным нормам. Внимательно ответьте на вопросы и сравните результаты ваших наблюдений с показателями поведения.

 

Экспресс-тест для родителей (речеслуховой опросник)

 

Вопросы Поведение
3-6 месяцев
Как реагирует ребенок, когда вы обращаетесь к нему? При звуках голоса родителей успокаивается или приходит в возбуждение.
Реагирует ли ребенок на ваш голос, даже если в данный момент он вас не видит? Следит взглядом и поворачивает голову в вашем направлении.
7-10 месяцев
Как реагирует ребенок, слыша знакомые звуки, когда он не видит, что происходит? Поворачивает голову и плечи в направлении знакомых звуков, когда не видит происходящее. Для того чтобы вызвать реакцию звуки должны быть громкими.
11-15 месяцев
Может ли ребенок показать знакомые предметы и людей, когда его попросят? Например: «Где тетя Надя?», «Найди мячик». Понимание слов демонстрируется действиями: жестом выполняет просьбу показать предметы или людей.
По-разному ли реагирует на разные звуки? Тараторит в ответ на голос, пытается кричать, слыша гром, жмуриться, когда ему сердито выговаривают.
Нравится ли ребенку слушать звуки и повторять их? Повторение, имитация говорят о том, что ребенок слышит звуки и сравнивает их.
15 месяцев — 1,6 года
Может ли ребенок показать по просьбе части своего тела? Выполняет просьбу, показывает руки, голову, глаза, уши иное
Как много слов, действительно что-то означающих, использует ребенок? В словаре от 15 до 30 слов, произносятся не совсем четко, но понятно, и обозначают определенные предметы или действия
2 года
Может ли ребенок выполнить простые словесные просьбы без Вашей помощи. Например, посмотреть на предмет, указать на него, показать в нужном направлении? Выполняет несколько простых команд без зрительного подкрепления.
Пользуется ли ребенок названиями знакомых вещей или людей (мама, папа, чашка, булка)? Пользуется множеством обиходных слов, которые слышит дома.
Нравится ли ребенку, когда ему читают? Показывает ли он картинки со знакомыми предметами, если Вы просите об  этом? Напрмер6 «Покажи кота?» Большинству двухлетних детей нравится, когда им читают, и они показываю картинки по просьбе.
Как ребенок называет себя? Говоря о себе, называет себя по имени.
Соединяет ли  слова в небольшие предложения: Например: «Машина едет». «Пойдем гулять!» Чаще всего говорит неполными и грамматически неправильно оформленными предложениями.
2,5 года
Знает ли несколько потешек, песенок, стишков? Нравится ли ребенку слушать их? Что он делает, когда слышит знакомый звук? Многие дети произносят или поют короткие песенки, потешки с удовольствием слушают песни. Если у ребенка нормальный слух и если происходит что-то, приятное для ребенка, он поворачивается посмотреть и спрашивает о том, что слышит.
3 года
Может ли ребенок показать, что понимает значение слов, кроме как называя предмет? Например: «Запусти юлу», или «Дай мне мишку» Понимает значение и пользуется простыми глаголами, прилагательными, местоимениями. Например: «иду», «мне», «в», «большой» и т.д.
Находит ли Вас ребенок, если Вы зовете его из другой комнаты? Четко определяет источник звука, находит его.
Использует ли ребенок иногда распространенные предложения? Время от времени пользуется ими.
4 года
Расспрашивает ли ребенок Вас о событиях, которые произошли недавно? Например, о походе в зоопарк, о дне рождении папы. Дает связанные комментарии о недавних событиях, о пережитом.
Может ли ребенок выполнять две команды, одну за другой? Например: «Света, найди папу и скажи, что обед готов» Выполняет две последовательные команды.
5 лет
Понимают ли ребенка посторонние люди? Речь разборчива, понятна, только некоторые слова могут произноситься неправильно.
Может ли ребенок поддерживать разговор с другими детьми и знакомыми взрослыми? Большинство детей может вести разговор, если словарный запас отражает реальный опят ребенка.
Начинает ли ребенок предложения со слова «Я» вместо «мне» и «он» вместо «его»? Местоимения использует правильно.
6 лет
Правильно ли ребенок произносит звуки родного языка? Практически все звуки произносит правильно.
Может ли ребенок рассказать сказку, содержание мультика или описать что-либо без Вашей помощи? Самостоятельно рассказывает, описание не только недавние события, но и то, что произошло в прошлом.
Может ли ребенок по Вашей просьбе говорить громче или тише? Говоря, учитывает расстояние между собой и собеседником, самостоятельно регулирует громкость.
Критичен ли ребенок к своей речи? Большинство детей понимает, что говорить нужно правильно и осознает дефекты своего звукопроизношения.

Иногда случается, что поведение и действия Вашего малыша отличаются от критериев, изложенных в тексте. Тогда, возможно, малышу нужно дополнительное обследование у специалистов-медиков и педагогов. Если Вам кажется, что Ваш малыш недостаточно хорошо слышит, мало или совершенно непонятно для окружающих говорит, обратитесь к врачу-сурдологу, к учителю-логопеду, неврологу.  Слух можно поверить в любом возрасте, так же как и проконсультироваться у сурдолога и логопеда.

 

Если у Вас остались вопросы свяжитесь со специалистом ЛОР-клиники №1:

 

Телефон регистратуры: 8 (3822) 40-03-24 или запишитесь на приём через наш сайт

Глухота — это потеря чувствительности к звукам.


Существуют разные степени выражения глухоты, определяемые в зависимости от уровня потери слуха в речевом диапазоне частот (500, 1000, 2000 Гц):

 

  • Легкая степень снижения слуха:

потеря слуха в диапазоне 25–40 дБ. Позволяет воспринимать обычную речь и затруднение в восприятии тихой или отдаленной речи. При этом воспринимается большинство знакомых шумов.

 

  • Умеренная степень снижения слуха:

потеря слуха в диапазоне 41–55 дБ. Воспринимается только речь на повышенных тонах. Разборчивость речи повышается при зрительном контакте с говорящим. При этом еще воспринимаются некоторые знакомые шумы.

 

  • Тяжелая степень снижения слуха:

потеря слуха в диапазоне 70–90 дБ. Воспринимается только громкая речь, произносимая около уха. При этом воспринимаются лишь громкие шумы.

 

  • Глубокая степень снижения слуха:

потеря слуха в диапазоне 91–120 дБ. Речь уже не воспринимается. Воспринимаются только очень громкие шумы.

 

  • Полная глухота или полная потеря слуха:

отсутствие восприятия в диапазоне свыше 120 дБ.

 

 

Кохлеарная имплантация — это комплекс мероприятий, направленная на восстановление слуха у пациентов с хронической двусторонней сенсоневральной (нейросенсорной) тугоухостью IV степени и глухотой.

 

Кохлеарная имплантация включает в себя следующие этапы:

 

    • Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию.
    • Техническое средство – сама система кохлеарной имплантации (кохлеарный имплант установленный во время операции и речевой процессор).
    • Медицинскую помощь – операцию по установке импланта.
    • Сурдоаудиологическое сопровождение – первое включение и дальнейшая настройка речевого процессора системы кохлеарной имплантации.
    • Психолого-педагогическая реабилитация.

 

КАК ФУНКЦИОНИРУЕТ СИСТЕМА КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ?

 

Система импланта представляет собой решение для коррекции глухоты, которое ни в коем случае не следует путать с традиционным слуховым аппаратом — усилителем естественных звуков.

 

Система кохлеарного импланта основана на принципе электростимуляции и рекомендуется людям, страдающим тяжелой и полной глухотой.

 

Принцип действия: непосредственно стимулирует слуховой нерв в зависимости от звуков, улавливаемых микрофоном. Состоит, главным образом, из внешней, так называемой «процессор», и внутренней, «имплантат», частей.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

 

Ухо воспринимает и интерпретирует звуки, что позволяет человеку общаться с окружающими людьми и участвовать в беседах. К сожалению, люди, страдающие глухотой от тяжелой до глубокой формы, зачастую лишены этой способности. Кохлеарный имплантат может стать эффективным решением.

 

Дело в том, что классические слуховые аппараты часто не дают человеку  возможности понимания речитогда как кохлеарный имплантат улучшает качество жизни людей, страдающим глухотой от тяжелой до глубокой формы, обеспечивая им (или возвращая им) наилучшую слышимость в тихой и шумной обстановках и помогая им преодолевать повседневные трудности профессиональной или учебной деятельности. Пациенты с имплантатами заявляют, что чувствуют себя в дополнительной безопасности (например, слышат предупреждение в чрезвычайных ситуациях), а также более независимыми в сфере общественной жизни. Пользоваться телефоном, записаться на прием к врачу, смотреть телевизор, принять участие в праздничном ужине, слышать сигнал тревоги, делиться секретами, наслаждаться смехом детей.

 

Поскольку слух способствует развитию речи, настоятельно рекомендуется как можно скорее установит имплантат детям с хронической сенсоневральной тугоухостью и глухотой, чтобы обеспечить им развитие навыков общения, а затем дать им все возможности освоения классической школьной программы, чтобы они были независимыми и вели полноценную профессиональную жизнь.

 

В настоящее время на территории Российской федерации зарегистрировано четыре фирмы производителей системы кохлеарной имплантации все они устанавливаются в клинике Томского филиала ФГБУ НКЦО ФМБА России в зависимости от медицинских аспектов и желания родителей.

 

КАК СЛЫШНО ЗВУКИ В КОХЛЕАРНОМ ИМПЛАНТЕ?

 

Кохлеарная имплантация не восстанавливает слух полностью. Поскольку число стимулируемых электродом импланта точек слухового нерва неизмеримо меньше числа волосковых клеток в нормально функционирующей улитке, человек с имплантом слышит сначала не те звуки, к которым мы привыкли. Воспринимаемые через имплант и речевой процессор звуки немного отличаются от звучания речи и окружающих звуков через слуховой аппарат, или при восприятии нормально слышащего уха. Сразу после включения речевого процессора пациентам бывает трудно понять, что за сигналы сейчас звучат.

 

Требуется время для того, чтобы научиться слышать и различать речь и окружающие звуки при использовании системы кохлеарной имплантации. Требуется длительный период реабилитации и занятий по специальной программе, чтобы восстановить способность человека понимать обращенную к нему речь или научить ребенка говорить. Вместе с тем, сразу же после включения импланта человек получает возможность слышать звуки окружающего мира, что делает его жизнь более безопасной, а у ребенка вызывает интерес и становится стимулом к развитию.

 

Часто специалисты рекомендуют совмещать ношение речевого процессора и слухового аппарата на неоперированном ухе, следовательно, эти два устройства возможно оптимально настроить в совокупности друг с другом. Такие рекомендации направлены тем пациентам, у которых сохранено восприятие низких частот. Однако, после подключения речевого процессора многие дети отказываются носить слуховой аппарат на противоположном ухе. В таких случаях специалисты обычно не заставляют пациента или его родителей использовать аппарат.

 

КУДА МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ ЗА БОЛЕЕ ПОДРОБНОЙ КОНСУЛЬТАЦИЕЙ?

 

Специалисты ЛОР-клиники №1 ответят на все Ваши интересующие вопросы.

 

Для этого необходимо записаться на прием к одному из врачей отделения аудиологии и слухоречевой реабилитации по телефону регистратуры 8 (3822) 43-03-24 или записаться через наш сайт.

Согласно письму Минздрава РФ от 15 июня 2000г. N 2510/6642-32 «О внедрении критериев отбора больных для кохлеарной имплантации, методик предоперационного обследования и прогнозирования эффективности реабилитации имплантированных больных» основными показаниями к кохлеарной имплантации являются:

 

  1. Двусторонняя глубокая сенсоневральная глухота (средний порог слухового восприятия на частотах 0,5, 1 и 2 кГц более 95 дБ).
  2. Пороги слухового восприятия в свободном звуковом поле при использовании оптимально подобранных слуховых аппаратов (бинауральное слухопротезирование), превышающие 55 дБ на частотах 2-4 кГц.
  3. Отсутствие выраженного улучшения слухового восприятия речи от применения оптимально подобранных слуховых аппаратов при высокой степени двусторонней сенсоневральной тугоухости (средний порог слухового восприятия более 90 дБ) по крайней мере, после пользования аппаратами в течение 3-6 мес. (у детей, перенесших менингит, этот промежуток может быть сокращен).
  4. Отсутствие когнитивных проблем.
  5. Отсутствие психологических проблем.
  6. Отсутствие серьезных сопутствующих соматических заболеваний.
  7. Наличие серьезной поддержки со стороны родителей и их готовность к длительному послеоперационному реабилитационному периоду занятий имплантированного пациента с аудиологами и сурдопедагогами.

 

Возрастные критерии:

 

При врожденной глухоте и у детей, оглохших в первый год жизни (до формирования речи), минимально рекомендуемый возраст соответствует 12-18 месяцам (он определяется формированием в этом возрасте минимально необходимых размеров улитки). Оптимальные результаты могут быть достигнуты в возрасте до 3 лет (принципиально вопрос об имплантации у ребенка даже большего возраста должен решаться индивидуально в каждом конкретном случае с учетом как медицинских, так и психологических, и социальных показателей).

 

КАКИЕ НЕОБХОДИМО ПРОЙТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПЕРЕД КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИЕЙ?

 

Задачи диагностического обследования:

 

  • Оценить слуховую функцию и уровень поражения слуховой системы;
  • Оценить сохранность слухового нерва;
  • Оценить эффективность слухопротезирования с помощью современных моделей слуховых аппаратов;
  • Оценить соматическое состояние пациента;
  • Оценить психоневрологический статус пациента;
  • Оценить уровень развития слухоречевого восприятия, устной речи и других высших психических функций;
  • Оценить перспективность использования кохлеарного импланта для восприятия речи после операции;
  • Сформировать у пациента и его близких адекватные ожидания результатов КИ;
  • Психологически подготовить пациента и его близких к операции и послеоперационной реабилитации.

 

МОГУ ЛИ Я ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ?

 

Независимо от вида спорта всегда соблюдайте следующие правила:

 

  • Защищайте систему имплантата
  • Защищайте свою голову
  • Предотвращайте повреждения, связанные с влажностью (защищайте от испарины и ежедневно высушивайте процессор с помощью системы осушения)
  • Соблюдайте инструкции и предупреждения компании Neurelec
  • Предпочитайте комфорт и практичность

 

В нашем центре вам также могут предоставить более подробные инструкции. В течение первых недель после имплантации рекомендуем вам быть особенно бдительными.

 

БЕСКОНТАКТНЫЕ ВИДЫ СПОРТА

 

Теннис, гольф, бадминтон…

Следует прочно закрепить процессор (рекомендуется пользоваться фиксирующей застежкой) и защищать его от физических повреждений, таких как удары, попадание воды, песка и т. п.

 

АКТИВНЫЕ ВИДЫ СПОРТА

 

Рекомендуется снимать внешнюю часть системы имплантата. При наличии риска ударов по голове следует снять внешний процессор и рекомендуется пользоваться защитным шлемом. Занятия гимнастикой требуют соблюдения мер предосторожности. Использование шлема позволит обеспечить определенную степень защиты. При этом следует снять внешнюю часть системы имплантата.

 

КОНТАКТНЫЕ ВИДЫ СПОРТА

 

Бокс, регби, дзюдо, каратэ…

Пользователям кохлеарных имплантатов не следует участвовать в спортивных состязаниях, во время которых возможны или неизбежны телесные повреждения, давление и удары по голове.

 

ВИДЫ СПОРТА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ НОШЕНИЕ ШЛЕМА

 

Велоспорт…

Занятие этими видами спорта является приемлемым. Шлем защитит имплантат от возможных ударов. Рекомендуется выбирать качественные шлемы. Попробуйте носить разные типы шлемов, чтобы обеспечить себе комфорт и хорошую пригонку. Особенно важно обеспечить отсутствие давления непосредственно на корпус имплантата или рубец.

 

ВОДНЫЕ ВИДЫ СПОРТА

 

Ныряние на малую глубину (до 5 м)

Большинство водных видов спорта не представляет никаких проблем, если снята внешняя часть системы имплантата. При использовании очков или маски нужно следить за тем, чтобы эластичная лента не давила чрезмерно на верхнюю часть места расположения имплантата под кожей. Не рекомендуется нырять на глубину более 5 м в силу создания давления, воздействующего на имплантат. Для навигации (парусный спорт, гребля на каноэ и т. д.) рекомендуется защитный шлем.

 

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО

 

Не забывайте о мерах предосторожности по защите процессора от воды, песка, пыли и прямых ударов по имплантату!

График работы

Пон. - Пят.
8.00 - 20.00
Суббота
9.00 - 17.00
Воскресенье
выходной